Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования»

 

 

            Согласовано:                                   Принято:                               Утверждаю

 Зам дир.М. Ахмедов              педсоветом                     Директор    МБУ ДО «РЦДО»

____________                          Протокол№___ от_________    Ахмедов М.М._____________

 

 

 

 

                                 Рабочая                                                                                                         общеобразовательная  и  общеразвивающая программа                                    .                                дополнительного образования

                

                      (направление: художественно-эстетическое)

 

 

    ОБЪЕДИНЕНИЕ:

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Вид программы: модифицированная

                                                               Срок реализации: 1 года

                                                      Возраст воспитанников:8-11 лет

                                                         Автор: Магомедова Патимат Ахмедовна 

                        педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

с. Н/Гаквари

2021 год.

  

Оглавление

 

1.Характеристика программы                          ----------------

2.Пояснительная записка                                 ----------------

3.Условия  реализации программы                 ----------------

4.Уровни критерии ЗУН при приёме детей    ----------------

5.Прогнозируемая результативность              -----------------

6.Учебно-материальная база                            -----------------

7.Календарно-тематический  план                  -----------------

8.Учебно-тематический план                          -----------------

9.Содержание тематического плана               -----------------

10.Методическое обеспечение программы    -----------------

11.Правила ТБ и ПБ.                                        ------------------

12.Список литературы                                     ------------------

 

                             1.Характеристика программы

 

Наименование: образовательная и общеразвивающая программа творческого объединения «Художественная  вышивка».

Направление: художественно-эстетическое.

Тип: дополнительная

Вид: модифицированная

По сроку реализации: 1 год.

По форме организации: комплексная.

По уровню освоения: ознакомительная.

По уровню реализации: разновозрастная

 

    Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком.

    Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности воспитанника.

    Результатом обучения является развитие разносторонней деятельности ребёнка.

 

                       2.Пояснительная записка

    Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Объединения художественной вышивки дают возможность практически познакомить детей с этим видом искусства.

Вышивка – один из самых древних и распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у школьников большой интерес, и имеют воспитательное значение.

       На занятиях члены объединения знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки,

Значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге.

     Выполнение изделия не механическое выполнение образцов – это творческий процесс. Членов объединения необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узоров для изделий, но и самостоятельно составлять несложные узоры для вышивки.Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы кружковцы изготовляли полезные вещи, которые найдут применение. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей.

    Значительное количество часов в программе отведено на вышивание одежды. Вышивка делает детскую одежду нарядной, праздничной, подчёркивает характер, индивидуальность образа.

     На занятиях объединения у детей необходимо формировать интерес к различным профессиям. Этому способствуют встречи со специалистами в области вышивки и мастерами-производственниками, а также тематические беседы с обучающимися.

   В объединении особое внимание уделяется общественно полезному труду. Каждый участник выполняет задание для нужд Центра, своего или других объединений. Это сувениры, методический наглядный материал, образцы швов, вышитые изделия и т.д.

     В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определённый возраст, они не особенно трудоёмки и объёмны. Коллективной работой являются изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера. Крупные изделия выполняются группой в 5-7 человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого.

Цель работы: воспитать, развить у детей способность эстетического  восприятия произведений декоративно-прикладного народного творчества, вызвать интерес к народной вышивке, показать народные традиции нашей страны, привить навыки искусства вышивания.

Цель достигается через следующие задачи:

Обучить:

- различным техникам вышивания;

- приёмам работы с инструментами и материалом по вышивке;

- приёмам моделирования по эскизу вещей;

- правилам безопасного обращения с инструментами, материалами;

- осознанно относиться  к  историческому прошлому, традициям и промыслам;

- обеспечить допрофессиональную подготовку.

Развить:

- творческое мышление, эстетический вкус;

- внимание;

- интерес к  народному творчеству;

- приобщать к общечеловеческим  ценностям.

Воспитывать:

 - усидчивость, трудолюбие, самостоятельность;

- доброжелательность, взаимопонимание, честность, уважение к труду других людей;

- чувство патриотизма через национальное самосознание;

- приобщать к здоровому образу жизни;

- приобщать к работе родителей, узнавая их семейные традиции и обычаи.

- привить интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;

- содействовать в профессиональной ориентации.

                                                    3.Условия реализации

Намеченную цель и поставленные задачи, возможно, выполнить при  наличии условий:

- заинтересованность детей и их желание выполнять данную работу;

- наличие необходимого материала: пяльцы, нитки, бисер, бумага, швейная машина, утюг;

- светлое проветриваемое помещение.

    Для сохранения и укрепления здоровья детей, в помещении необходимо соблюдать санитарно-гигиенический режим. Температура воздуха +18; +20 градусов, относительная  влажность воздуха 30-70%. Световой режим, соответствующий на 1м.кв. приходится освещённость мощностью около 50Вт. Продолжительность занятий -45минут, а в середине занятия можно провести гимнастику для профилактики заболеваний  органов зрения, осанки.

    Программа объединения «Художественной вышивки» разработана для  младшей возрастной группе (8-11лет) и с учётом возрастных особенностей предлагаются задания, различные по степени сложности  исполнения. Рекомендуемая наполняемость групп 12-15 человек. Такое количество детей в объединении позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка. Кроме того, добровольный выбор занятий и видов изделий способствует созданию среды сотрудничества педагога и воспитанника, с учётом интересов каждого обучающегося.

    Программа рассчитана на один год обучения (216 часов), занятия проводятся   три раза в неделю по два часа.

Теоретическая часть программы объединения «Художественной вышивки» предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).

Практическая работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами  рисования по подготовке  узора для  изделия, выполнение эскизов различных орнаментов. Составление узоров из готовых элементов, самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными  приёмами  вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения  различных заданий. Во всех случаях учащиеся должны  усвоить  и уметь практически  применить такие основные  виды  швов: простейшие  швы, гладевые, счётные, строчевые. В зависимости от совершенствования умений и навыков учащиеся могут переходить к освоению более сложных приёмов вышивки.

Воспитательные мероприятия.

- в выставочный комплекс;

-экскурсия  в районную библиотеку;

- участие в конкурсе «Минута славы»

- участие в конкурсе праздник ВОВ;

- различные мероприятия, семинары, праздники в СОШ;

- участие в конкурсе «А ну- ка девушки» ;

- творческие встречи с мамами  и бабушками воспитанников объединения увлекающихся вышивкой;

4.Уровни и критерии ЗУН при приёме детей в группы первого года обучения

Виды деятельности

Низкий

средний

высокий

Мотивация к обучению в объединении

Пришёл в объединение «за компанию». Проявляет интерес к творческой деятельности, работу выполняет без старания, не аккуратно.

Проявляет интерес к деятельности, старается хорошо выполнить дело. Пытается справиться с трудностями, работает добросовестно, ждёт одобрения педагога.

Имеет устойчивый интерес к знаниям, активно стремиться к совместной творческой деятельности, проявляет творческий подход к работе. Развито трудолюбие, усидчивость.

Овладение навыками вышивания

Не имеет представления о вышивке, никогда не вышивал, есть желание научиться.

Умеет выполнять простые швы, нуждается в помощи педагога.

Вышивает простые узоры, владеет  элементарной техникой вышивания.

 

 

 

 

                      5.Прогнозируемая результативность

По окончанию первого года обучения воспитанники должны знать:

- историю художественной вышивки;

- инструменты  и материалы для ручного вышивания;

- технологию вышивки;

- правила охраны труда, санитарно-гигиенические требования.

Должны уметь:

- составлять план последовательности выполнения работы;

- выполнять и использовать в  вышивке простейшие швы;

- оформлять образец и изделие.

Должны владеть:

- навыками работы с инструментами;

- навыками подбора  ниток, бисера,  игл и ткани;

- навыком выполнения вышивальных швов.                                             

В зависимости от степени обученности обучающихся, планируется  получить следующие результаты:

- низкий – приобретены удовлетворительные умения и навыки, может самостоятельно выполнять не трудные задания, творческие способности выражены не ярко;

- средний – может выполнять работу самостоятельно при использовании демонстрационного материала, работы аккуратны, виден художественный замысел, развито мышление;

- высокий – развито творческое мышление, раскрываются творческие способности, богатая фантазия. Выполняет работу по своему замыслу.     Принимает участие в выставках, проявляет большой интерес к работе.                 Является консультантом у других обучающихся.

 

                                                6.Учебно-материальная база.

     Помещение для кружка отвечает санитарно-гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек.                 Большое значение придаётся его художественному оформлению. Кроме рабочих столов имеются: раскройный стол, гладильная доска и утюг. Учебно-наглядные пособия.

     Для более успешного усвоения материала используются  наглядные  пособия: технические разработки швов, образцы вышивок  в  различной технике, готовые изделия, лекала, чертежи изделий, подборки рисунков

   Оборудование и инструменты:

Пяльцы деревянные и пластмассовые  различных  диаметров. Нитки мулине различных  цветов, ножницы, иглы вышивальные, бисер, напёрстки. Ткань для вышивки  рекомендуется  выбирать с полотняным  переплетением нитей: редина, лён, суровое полотно, бязь, ситец, можно использовать шерсть и сукно.

     Выполнение изделий связано с работой  иглой, ножницами, электроутюгом, поэтому на первых занятиях необходимо проводить  инструктаж  по  правилам  безопасности  труда и в дальнейшем следить за их выполнением.

    Подведение итогов годовой работы  кружка  проводится  на  отчётной  выставке, на которую представляются  лучшие  работы  учащихся. При отборе  и оценке детских работ  учитывается  возраст  кружковцев, содержание, трудоёмкость, качество, художественную ценность вышивки. Особое  внимание уделяется  изделиям  национальных мотивов и отражение тем современной действительности. Оценку детских работ осуществляет жюри, состоящее  из специалистов, родителей. Участники получают свидетельства и дипломы, лучшие награждаются грамотами.

                            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК

№п/п

Месяц

Неделя

Время  прове дения

Форма занятия

Кол -во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

                                      

1.

9

1

15-17.ч

теория

практика

3

 

3

1. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой и с правилами охраны труда, санитарно-гигиенические требованиями. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке , нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание её под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой

кабинет

беседа

2

9

2

 

теория

 

практика

2

 

 

4

 

2.Безопасные действия с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

Кабинет

 

 

тестир

3

9

3

 

теория

 

 

практ

2

 

 

 

4

3. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

кабинет

беседа

4.

9

4

 

теор

 

 

практика

 

2

 

 

4

4. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.

микрорайон

опрос

5

10

1

 

Теория

 

практ

2

 

 

4

5. Знакомство с пяльцами. Напяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.

кабинет

беседа

 

6

10

2

 

теория

 

практ

2

 

 

4

6. Шов “строчка”. Использование модели шва. 6.Шов «строчка».Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

кабинет

педагог. наблюден.

7

10

3

 

теор

 

 

практика

3

 

 

3

 7. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

на площадке

беседа

8

10

4

 

теория

 

 

практ

1

 

 

 

5

 

8. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый  полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.

кабинет

педагогич. наблюден.

9

11

1

 

теор

 

 

практика

1

 

 

5

9. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

на площадке

оценка работы

10

11

2

 

Теория

 

практ

1

 

 

5

10. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

кабинет

тест

11

11

3

 

теор

 

 

 

практика

1

 

 

 

 

5

11. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

спортивный зал

урок - зачет

12

11

4

 

теория

 

практика

1

 

 

5

12. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.

кабинет

 

беседа

 

тест

13

12

1

 

теория

 

практ

2

 

 

4

13. Выставка работ – готовых вышивок. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

кабинет

педагог. наблюден.

14

12

2

 

теор

 

 

 

 

практика

2

 

 

 

 

4

14. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы.  .

микрорайон школы

оценка работы

15

12

3

 

Теория

 

 

практ

1

 

 

 

5

15. Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

кабинет

беседа

16

12

4

 

практика

6

16. Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Демонстрация действия воспитателем. 

кабинет

 

17

01

2

 

 

Теория

 

практ

 

 

1

 

 

5

17. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия. Выбор цвета ниток. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

кабинет

беседа

18

01

3

 

Теор

 

 

практ

1

 

 

5

18. Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

   

19

01

4

 

теор

 

 

 

практика

1

 

 

 

5

19. Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.

микрорайон школы

урок зачет

120

02

1

 

Теория

 

 

практ

1

 

 

 

5

20. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

кабинет

педагог. наблюден.

21

02

2

 

теор

 

 

 

практика

1

 

 

 

5

21. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.).. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

микрорайон школы

оценка работ

22

02

3

 

теор

 

 

 

практика

2

 

 

 

4

22. Выбор предмета для вышивания. Упражнение в выполнении правильного действия. Подбор цветов. Украшение работ. Аккуратность и точность в работе. Завершение работы.

окрестность школы

оценка работ

23

02

4

 

теор

 

 

практ

 

2

 

 

4

 

 

23.Вышивание сумок. Нарисовать выкройка сумочки. Подбор выполнение сумочки по авторской технике «вышивка» бисером (гладью) по бисерной сетке «ромбы».                                                                    

окрестность школы

тестирование

 

24

03

1

 

теория

 

 

практ

1

 

 

 

5

24. Оформление одежды бисером.Подбор одежды. Подбор бисера. Подбор рисунка. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.)..

кабинет

беседа

25

 

03

2

 

теор

практика

1

 

5

25.Изготовление шапочки.Шапочку выполнить техникой сетчатого плетения. Выбор цветов бисера. 

кабин

 

26

 

03

3

 

теория

практ

2

 

4

26. Воротник из бисера. Воротник состоит из стоячего воротника, к которому прикреплено шейное украшение из уголков.

кабинет

оценка раб

27

 

04

1

 

теор

 

практика

1

 

 

5

27. Набор для коктейля –подстаканник. Набор состоит из шести подстаканников разных цветов ,используемых для стаканов 17 см.    .

кабинет

оценка раб

28

04

2

 

теория

практ

1

 

5

 28.Подбор выполнение воротника по авторской технике «вышивка» бисером (гладью) по бисерной сетке «ромбы». Приготовление изделия. Завершение работы

кабинет

урок-игра

29

04

3

 

 Теория

 

практ

 1

 

5

 29.Пришить к сумочке ручку- цепь. Приготовление изделия. Завершение работы.

кабинет

 

 

30

04

4

 

теор

 

 

практ

1

 

 

5

30.Побуждать к творческой активнос-ти, комбинированию, поиску необыч-ных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.)..  

кабинет

урок-игра

31

05

1

 

теор

практ

1

5

31.Украшение салфетки бахромой. Со-блюдение правил безопасности труда.

 

 

32

05

2

 

теор

 

 

практ

1

 

 

5

32.Упражнение в выполнении правильного действия. Подбор цветов. Украшение работ. Аккуратность и точность в работе. Завершение работы.

 

 

33

05

3

 

теор

 

 

практ

1

 

 

5

Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

 

 

34

05

4

 

теор

 

 

практ

1

 

 

5

Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному

 

 

35

06

1

 

практ

6

28. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на де-монстрационном стенде. День презен-тации детских работ родителям. Моти-вация на достижение результата, жела-ние совершенствовать умения, пробу-ждать творческую активность детей.

кабинет

урок-игра

36

06

2

 

практ

6

29. Выставка работ. Оформление выставки.

 

кабинет

 

                    Учебно-тематический план 1-года обучения

 

№ п.п.

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

 

1

Вводное занятие

         4

4

-

 

2

Безопасные действия с иголкой

         4

2

2

 

3

Шов «вперед иголку»

         6

2

4

 

4

Свойства ткани

         6

2

4

 

5

Напяливание ткани

         8

2

6

 

6

Шов «строчка»

         8

2

6

 

7

Вышивание «снеговик»

         6

2

4

 

8

Шерстяные нитки

         6

2

4

 

9

Вышивание салфетки «Подарок маме»

         8

2

6

 

10

Бахрома на салфетке

        6

2

4

 

 

11

Разрезание тканей по нанесенным меткам

        4

2

2

 

 

 

12

Вышивание салфеток по желанию детей

        6

2

4

 

 

13

Заключительные занятия.  Выставка работ

        2

-

2

 

 

 Раздел  I

72

24

48

 

14

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способ в «прокол»

6

2

4

15

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями

6

2

4

16

Вышивка «гладью».

10

2

8

17

Вышивания листочка контурной гладью

8

2

6

18

Вышивание цветка контурной гладью

8

2

6

19

Распускание трикотажного полотна

10

2

8

20

Перевод рисунка на ткань

6

2

4

21

Вышивание салфетки с бисером «подарок маме»

14

2

12

22

.Вышивки изделий по желанию детей

12

2

10

23

Вышивание сумок

14

2

12

24

Оформление одежды бисером

10

2

8

25

Изготовление шапочки

10

2

8

26

Воротник из бисера

8

2

6

27

Набор для коктейля- подстаканники

14

2

12

28

 Подготовка выставки работ в месте с детьми.

6

-

6

29

Выставка работ.

 

 

 

 

 Итого:

216

54

162

 Содержание учебно-тематического плана.

1 этап

1. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой и с правилами охраны труда, санитарно-гигиенические требованиями. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке , нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

2. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

3. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

4. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.

5. Знакомство с пяльцами. Напяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.

6. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

7. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

8. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый  полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.

9. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

10. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

11. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

12. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.

13. Выставка работ – готовых вышивок. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

 14. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

15. Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.                                                                                  16. Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Демонстрация действия воспитателем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному.

17. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия. Выбор цвета ниток. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

18. Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

19. Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.

20. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

 21. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.).. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

22. Выбор предмета для вышивания. Упражнение в выполнении правильного действия. Подбор цветов. Украшение работ. Аккуратность и точность в работе. Завершение работы.

23. Нарисовать выкройка сумочки. Подбор выполнение сумочки по авторской технике «вышивка» бисером (гладью) по бисерной сетке «ромбы». Пришить к сумочке ручку- цепь. Приготовление изделия. Завершение работы.                                                                               

24. Подбор одежды. Подбор бисера. Подбор рисунка. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.)..

25.Шапочку выполнить техникой сетчатого плетения. Выбор цветов бисера. Упражнение в выполнении правильного действия. Подбор цветов. Украшение работ. Аккуратность и точность в работе. Завершение работы.

26. Воротник состоит из стоячего воротника, к которому прикреплено шейное украшение из уголков.

27. набор состоит из шести подстаканников разных цветов, используемых для стаканов 17 см. Подбор выполнение воротника по авторской технике «вышивка» бисером (гладью) по бисерной сетке «ромбы». Приготовление изделия. Завершение работы.                                                                                  

28. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. День презентации детских работ родителям. Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.

29. Выставка работ. Оформление выставки.

 

Методическое обеспечение программы

 

В организации занятий выделяются  следующие этапы работы:

     1. Организационная часть.

2.  Повторение пройденного материала.

3. Изложение нового материала.

4. Подготовка к практической работе.

5. Практическое выполнение задания.

6. Заключительная беседа. Подведение итогов.

7. Уборка рабочих мест.

    На занятиях используются различные методы и дидактические приёмы обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению учащимися приёмами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.

Для формирования творческой личности школьника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но эффективными будут объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, демонстрации,- способствуют формированию у младших школьников первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности.

Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей школьников.

Рассказ относится к словесным методам устного изложе­ния. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопут­ствующие функции - развивающая, воспитывающая, побуди­тельная и контрольно-коррекционная. Рассказ - это моноло­гическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмо­ционального преподнесения знаний. Этот метод применяется, прежде всего, в школе.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения  рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактичес­кой работы.                      Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции.                        Нет метода столь раз­ностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторны­ми и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехи­зической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возраже­ния), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем во­просы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспиты­вает вкус к познавательной деятельности.

Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обоб­щения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагности­ческих целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном озна­комлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко использу­ется и для ознакомления с внешним видом предмета. Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т. п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотрен­ных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчи­ванием на доске или показом схем, которые облегчают пони­мание принципов, лежащих в основе опыта. По настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представле­ния о них.

Упражнения среди практических методов отличаются наи­большей эффективностью. Об­ратим внимание на его важнейшие дидактические функции и особенности. Упражнение - это метод обучения, представляю­щий собой планомерное организованное повторное выполне­ние действий с целью овладения ими или повышения их ка­чества. Без правильно организованных упражнений невозмож­но овладеть учебными и практическими умениями и навыка­ми. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие - закрепляемые навыки - надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного мето­да состоит в том, что он обеспечивает эффективное формиро­вание умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отве­чать ряду требований. К ним относятся:

  • сознательная направленность учащегося на повышение
    качества деятельности;
  • знание правил выполнения действий;
  • сознательный учет и контролирование условий, в которых
    оно должно выполняться;
  • учет достигнутых результатов;
  • распределение повторений во времени.

Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности обучающихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план вы­двигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а так­же способствует решению задач контроля и коррекции, стиму­лированию познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит по­знавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют ра­боту, а остальные учащихся  наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоя­тельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное вы­полнение задания.

Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способству­ет формированию таких качеств, как хозяйственность, эконом­ность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоя­щей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

            Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Опыт показывает, что при редком опрашивании ученики перестают готовиться к урокам, запускают материал. В процессе опроса знания закрепляются, совершенствуются, развивается речь и мышление. Одно объяснение, как бы методически совершенно оно не было, не может обеспечить достаточно прочных и глубоких знаний и навыков.

    При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности.

    Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным.   Дополнительный инструктаж проводится с учащимися, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание учащихся на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.

 

Правила техники и пожарной безопасности

    На занятиях при работе  с утюгом, ножницами, иголками необходимо соблюдать правила техники безопасности. Правила оформлены в виде плакатов и находятся на видном месте.

Правила безопасной работы при вышивании

1.При работе с ножницами, иголками и булавками.

- ножницы класть справа, лезвия сомкнуты, кольцами к себе;

- передавать ножницы, кольцами вперёд сомкнув лезвия;

- шить с напёрстком;

-не шить ржавой иглой;

- во время работы не вкалывать булавки и иголки в одежду, а в специальную подушечку;

- сломанные иглы не бросать, а сдать руководителю.

2. При работе с электроутюгом.

- перед работой проверить исправность шнура, выпрямить;

- включать и выключать сухими руками;

- ставить на подставку по окончанию работы;

- следить, чтобы во время работы подошва утюга не касалась шнура;

- по окончанию работы выключить и хранить в вертикальном положении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Сафонова Н.С.  Кружки художественной вышивки. М.,1997.
  2. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.
  3. Симоненко В.Д. Технология 5-11классы Вентана-Граф., 2000-2005.
  4. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.
  5. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000.
  6. Журналы «Школа и производство» 2003-2005г.
  7. Художественные промыслы. Справочник. М., 1973.

 

 

 

 

 

 

Анализ работы объединения «Художественная вышивка»

 

     Программа кружка модифицированная, так как составлена на основе программы «Кружки художественной вышивки», автор Сафонова Н.С., Москва, Просвещение. 1997. Изучив данную программу, были внесены следующие изменения – срок реализации, тематическое планирование, содержание, количество часов на выполнение образцов вышивки, увеличено количество часов на изготовление вышивки, всё это позволяет ребёнку увидеть и оценить свой труд.

      Были поставлены следующие задачи:

- привить интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;

- содействовать в профессиональной ориентации.

       Эти задачи удалось полностью выполнить. В творческом объединении идёт приобщении учащихся к художественной вышивке, а также подготовка молодёжи к будущей семейной жизни, формирование культуры использования декоративных элементов вышивки, как части бытовой культуры, развитие таких качеств личности как настойчивость и терпение. В объединении воспитанники научились выполнять и оформлять вышитые изделия, познакомились с историей художественной вышивки, цветоведением, орнаментами узоров различных народов. Одновременно с вышиванием юные мастерицы знакомятся с традициями различных народов, историей костюма, другими видами рукоделия, участвовали в воспитательных мероприятиях, взаимодействовали с другими творческими коллективами.

      Количество учащихся на начало года 15 чел, конец года 15 чел.                      

 

 

 

Магомедова Патимат Ахмедовна , педагог дополнительного образования.