МБУ ДО « Районный центр дополнительного образования».
Принята: Согласовано: Утверждаю:
Педсоветом Зам.дир.»РЦДО» Директор «РЦДО» Протокол . №____от______ ____________ М.Ахмедов Ахмедов М.__________ . от______________2021год.
Р А Б О Ч А Я
Общеобразовательная и общеразвивающая программа . дополнительного образования
( Направленность: художественно-эстетическая)
Объединения «Учимся танцевать»
Возраст детей: 10 – 16 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Мусаева Абибат Сайпудиновна ,
педагог дополнительного образования
с. Агвали 2021 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Характеристика программы________________________________________
2.Пояснительная записка____________________________________________
3.Педагогическая целесообразность программы________________________
4.Отличительные особенности программы_____________________________
5.Формы и методы обучения__________________________________________
6.Учебно-тематический план__________________________________________
7.Содержание учебно-тематич. плана__________________________________
8.Календарно-тематический график ___________________________________
9.Методы применяемые для реализации программы_____________________
10.Рекомендация по проведению занятий_______________________________
11.Формы и виды контроля___________________________________________
12.Метадические обеспечение программы_______________________________
13.Материально-техническое обеспечение программы____________________
14.Список использованной литературы_________________________________
1.Характеристика программы:
Тип программы – дополнительная образовательная программа «Учимся танцевать». Вид программы – адаптированная . Уровень освоения –ознакомительная. Классификация программы --модифицированная
Направленность программы – художественно-эстетическая
Характер деятельности – развивающая художественно-эстетическую культуру.
Форма обучения -- групповая, индивидуальная.
Возраст обучающихся – 10-16 лет
2. Пояснительная записка
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластиковое развитие.
Хореография – искусство, любимое детьми. Приобщение детей к искусству танца является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, а следовательно одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Занятия танцем выполняют и другие важные функции: они развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают их в дружный коллектив, способствуют росту их общей культуры. Главная цель педагога заключается в приобщении детей к национальным танцам, возрождении национальных и культурных традиций Дагестана, развитие творческих способностей, их индивидуальности, воспитание в духе патриотизма и интернационализма. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, смелость, а главное, укрепляет здоровье и является профилактикой заболеваний: опорно-двигательной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем жизненно важных для развития здорового молодого поколения. Занятия хореографией активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус обучающегося.
Благодаря систематическому хореографическому и вокальному образованию обучающиеся приобретают общую эстетическую культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию прекрасного – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии в вокальном коллективе.
Отличительной особенностью данной программы является синтез движения и музыки, формирующий у обучающихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память; учит благородным манерам; воспитывает художественный вкус.
Актуальность программы характеризуется тем, что в настоящее время велика значимость не только социального заказа на образовательные услуги в области дополнительного образования родителей и детей, но и комплексной подготовки вокальных коллективов, повышающей конкурентоспособность творческого коллектива, а, следовательно, результативность участия в конкурсах и фестивалях.
Воспитанники являются представителями различных этнических
общностей, каждая из которых характеризуется своеобразной культурой и языком. Благодаря этому, в рамках изучения хореографии народов Дагестана, идет формирование не только личности творческой, но и личности со
сформированной культурной и этнической идентичностью, высоким уровнем компетентности в рамках межкультурной коммуникации.
В Законе об образовании подчеркивается важность формирования у подрастающего поколения качеств толерантной личности, а также поддержку национальных культур народов Дагестана.
Приобщение к танцевальному искусству народов Дагестана поможет обучающимся не только научиться исполнению национальных танцев, но и познакомиться с историей, культурой, традициями его многочисленных народов.
Только глубокое изучение народного танцевального наследия может обеспечить, с одной стороны, дальнейшее развитие искусства народного танца и, с другой стороны, - выявление того ценного, что вкладывает каждый народ через танец в мировую культуру.
Занятия дагестанскими танцами позитивно влияют на нравственное и физическое развитие детей: вырабатывается правильная и красивая осанка, внешнему облику придается соразмерность и элегантность. Заметно улучшается координация движений. У них вырабатывается способность концентрации внимания, развивается память, что способствует общему развитию обучающихся. Достигнуть успехов в дагестанских танцах невозможно, не имея высокого уровня развития выносливости, гибкости, эстетики движений, координационных способностей.
3.Педагогическая целесообразность программы.
При внешнем сходстве дагестанских танцев техника исполнения движений танцорами в дагестанских и северокавказских танцах несколько разная.
В хореографии народов Дагестана важное место занимают танцы на носках (на подвернутых пальцах ног), известных у всех горцев под общим названием «лезгинка», в которых танцор должен уметь сохранить плавность хода и не допустить колебания тела.
В сравнении с исполнением танца на пальцах в классическом направлении, исполнитель-пальцовщик в традиционном танце держит равновесие благодаря сильной части ноги - щиколотке. Нога ставится на носок, и только потом на ногу падает нагрузка веса тела. Непозволительно танцевать с согнутыми коленями.
Нaибoлее хaрaктерные движения тaнцевaльнoгo фoльклoрa, например, у аварцев – этo движения нoг, oтличaющиеся мелкoй и филигрaннoй техникoй испoлнения.
В мужской роли наряду с плавными движениями широко используются разнообразные резкие повороты, проходы, прыжки. При этом положение рук подчинено движениям ног, выполняющих роль основного средства
выразительности в мужских танцах, а женщина двигается плавно, подражая лебединой стаи.
Различия в движениях дагестанских танцев обусловили целесообразность разработки данной программы для обучения детей базовой технике исполнения народных танцев.
Возраст 10 -16 лет является сенситивным периодом развития у детей мышечной мускулатуры. Поэтому педагогическая целесообразность обучения детей танцам состоит еще и в том, что данный возрастной период является наиболее благоприятным для формирования у детей основных хореографических навыков, правильно развитого костно-мышечного аппарата будущего танцора.
Овладев умениями и навыками исполнения танцев в рамках данной программы, обучающиеся могут в дальнейшем продолжить обучение по программе углубленного уровня.
4. Отличительные особенности программы (новизна).
К сожалению, программ дополнительного образования в области народной хореографии очень мало. В анализируемых образовательных программах обучение направлено только на освоение дагестанской хореографии.
В данной же программе реализуется целостный подход по обучению детей национальным танцам народов Дагестана и даже танцы народов населяющих территорию Северного Кавказа.
В рамках программы обязательно рассматривается культура народов Дагестана, что дает детям возможность понять особенности каждого этноса, войти в образ при исполнении изучаемого танца.
Вторая особенность связана с тем, что некоторые танцевальные движения и связки изучаются через сопоставление с близкими к ним элементами из дагестанской народной хореографии, которыми дети овладели, занимаясь по данной программе.
Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие компетентности обучающихся в области народной хореографии Дагестана, формирование знаний и практических навыков исполнения народных танцев.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение детей базовой технике исполнения основных танцевальных движений и связок мужских и женских партий танцев народов Дагестана;
- формирование умения отличать технику исполнения северокавказских танцев от танцев народов Дагестана;
- обучение умению выразительности в передаче национального колорита через танцевальные движения и пластику;
- знакомство со стилевыми и жанровыми особенностями танцев различных регионов Северного Кавказа;
- знакомство с народными традициями и региональными особенностями хореографической культуры народов Северного Кавказа.
Развивающие:
- развитие у обучающихся силы, выносливости, координации движении, укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие танцевально-исполнительских способностей,
- развитие у них творческого воображения, образного мышления, актерских способностей.
Воспитательные:
- воспитание у девочек волевых качеств характера: трудолюбия, выносливости, работоспособности; женственности; грациозности; скромности.
- воспитание уважения к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Дагестана;
- воспитание танцевально-сценической культуры;
- формирование у обучающихся коммуникативных компетенций: социально-адекватных форм поведения, умения работать в коллективе, гражданской и творческой инициативы.
Организация работы
Программа «Учимся танцевать» рассчитана на 1 год. В первый год предполагает 324 часов, реализуемых в течение 36 недель. Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 324.
Категория обучающихся: дети, возраст обучающихся 10-16 лет.
Учебные группы комплектуются по возрастному признаку и приобретенному уровню хореографических навыков.
Принимаются дети без медицинских противопоказаний, обучающиеся по программе «Учимся танцевать», а также дети, чьи навыки и знания соответствуют данному этапу обучения, что устанавливается педагогом или художественным руководителем в ходе индивидуального собеседования.
Обучающимися могут быть не только девочки, но и мальчики, проживающие в с.Агвали.
Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей и площади хореографических залов составляет от 12 человек.
Режим учебных занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. 1час занятий включает в себя 45 минут учебного времени.
Занятия проводятся с обязательным 15-минутным перерывом.
При наличии в штате концертмейстеров занятия проводятся в сопровождении клавишных (аккордеон) и барабан (народного инструмента). Допускается проводить занятия под фонограмму, для чего залы должны быть оборудованы специальной аппаратурой.
Форма обучения: групповая.
Основные формы занятий:
- учебные
- контрольные занятия;
- открытые занятия;
- конкурсы.
Основная цель программы – способность эстетическому развитию
подрастающего поколения через хореографию.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
Обучающие
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- опираться в обучение на основные принципы педагогики;
- научить взаимосвязи музыки и движения;
- научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять
неточности в исполнении;
- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности
(музыкально-двигательные, художественно-творческие).
Развивающие
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- пробуждать фантазию, способность к импровизации;
- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
- принимать участие в концертной жизни школы.
Основной целью объединения является: пробудить интерес детей к танцам. Научить их красиво, легко, правильно и выразительно танцевать. Приобщить детей к лицу искусства.
Задачей кружка является формирование у детей танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Используя разнообразные и доступные движения национального танца, можно создать репертуар, имеющий целью воспитать школьника. В процессе поставленной работы, репетиций, дети приучаются к сопереживанию, к сотворчеству. У детей развиваются: художественное воображение, ассоциа-тивная память, творческие способности.
Некоторые специальные упражнения, используемые на занятиях для разминки, способствуют исправлению сутулости у детей.
Данная программа предназначена для детей с 6-летнего возраста. Обучаться могут как девочки, так и мальчики. Дети, обучающиеся по данной
программе должны обладать музыкальным слухом. По этой программе могут обучаться новички 1-го года обучения и те, кто получил дополнительное образование по данному направлению в группе 2-го года обучения. Обучение по данной программе может способствовать разрешению физических проблем (комплекс, сутулость, плоскостопие и т.д.). в программе предусмотрены специальные развивающие занятия, необходимые для чувства ритма, творческого воображения. Программа предусматривает овладения основами народно-характерного танца, и включают коллективную работу с учащимися, реализуемую через постановочную, репетиционную деятельность. После завершения обучения учащиеся могут продолжить образование по профилю в культурно-просветительских учреждениях.
Программа составлена на основе типовой программы с добавлением авторских пунктов, утверждена Министерством образования и рекомендовано Управлением дополнительного образования по республике Дагестан.
В реализации данной программы методическую помощь оказывает РЦДО.
Срок реализации образовательной программы
Программа рассчитана на один год обучения: 324 часа – 1 год. Режим работы: по 3 академических часа, 3 раза в неделю. После каждого часа занятий 15 мин. перерывы.
Возраст детей: принимаются все желающие от 9 до 16 лет.
Ориентирована на разновозрастные группы. 5.Формы и методы обучения Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с частью коллектива.
Формы проведения занятий.
- учебное занятие;
- беседа;
- игра;
- музыкальное соревнование;
- занятие-праздник;
- концерт;
- конкурс;
- фестиваль.
Методы, используемые при работе:
* метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды;
* метод расклада, обуславливающийся следующими задачами:
- проработка и закрепление пройденного программного материала;
- раскрытие индивидуальности кружковца через творческое самовыражение;
- воспитание художественного вкуса;
- создание хореографических композиций;
- выявление и развитие способностей среди участников самодеятельного
ансамбля, развитие техничности.
* метод повторения;
* метод коллективного творчества;
* метод объяснения;
* метод ускорения замедления;
* метод заучивания;
*метод «одного па»;
* метод многократного повторения всевозможных движений.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Основными задачами на 1-ый год обучение является:
- Дать учащимся первоначальные знания в области хореографического искусства.
- Воспитать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе.
- Развить чувство ритма, музыкальный слух.
- Развить общую физическую подготовку.
На начальном этапе изучаются характерные для национальных танцев позиции рук и ног на середине зала, ходы по кругу, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям движения танцев. В процессе работы строго соблюдается принцип «от простого к сложному». Исполнение должно быть естественным, а предлагаемый материал не только способствовать техническим возможностям учащихся, но и учитывать возрастную психологию. В процессе работы применяется дифференциро-ванный подход к детям с учетом их физических данных и способности к восприятию предлагаемого материала.
В зависимости от состава группы, педагог может увеличить и уменьшить объем и степень технической сложности материала.
Первый год обучения предусматривает занятия по 3 часа 3 раза в неделю.
Ожидаемый результат.
- Должны знать национальности Дагестана, название движений, иметь понятия о такте и ритме.
- Должны уметь показать весь пройденный материал по разделам данного года обучения.
Подведение итогов первого года обучения проходит в форме контрольных уроков (4р.в год) и открытого занятия в конце учебного года или отчётный концерт.
Учащиеся уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений. Педагог должен поддерживать интерес детей к хореографии и в частности к народным танцам. Идет знакомство детей с видами хореографии и фольклором основных народностей Дагестана. Учащиеся осваивают не только основные элементы той или иной народности, но и изучают их быт, культуру, костюм. Программа дает возможность выбрать наиболее легкоусвояемый танцевальный текст и его варьирование. При подборе музыкального сопровождения к каждому элементу, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия музыки учащимися, что значительно облегчит
освоение технически сложных элементов и поможет развитию танцевальности и выразительности.
Ожидаемый результат.
Должны знать виды хореографии, место проживания той или иной народности, род их занятий, элементы костюмов, названия танцевальных элементов.
Должны уметь различить на слух музыку, исполнить весь практический материал. Подведение итогов второго года обучения проходит в форме контрольных уроков, срезов ЗУН и открытых занятий.
6.Учебно-тематический план
I год обучения
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
||
всего |
теор. |
практ. |
||
1. |
Вводное занятие |
4 |
4 |
- |
2. |
Знакомство с элементами хореографи-ческой грамоты |
5 |
5 |
- |
3. |
Танцевальная азбука |
36 |
2 |
34 |
4. |
Постановка танца. Приобретение навыков постановки танца |
18 |
2 |
16 |
5 |
Поклон |
9 |
2 |
7 |
6. |
Усложненные движения дагестанских танцев |
45 |
4 |
41 |
7. |
Тренаж |
27 |
2 |
25 |
8. |
Ходы |
30 |
2 |
28 |
9. |
Движения на середине |
24 |
3 |
21 |
10. |
Блоки |
18 |
3 |
15 |
11. |
Изучение аварского фольклора |
36 |
2 |
34 |
12. |
Изучение лакского фольклора |
27 |
2 |
25 |
13. |
Контрольные уроки |
27 |
3 |
24 |
14. |
Воспитательные мероприятия |
18 |
4 |
14 |
|
ИТОГО: |
324 |
40 |
284 |
7. Содержание программы
1. Вводное занятие (4 часа)
Знакомство с детьми. Проверка ритма и слуха. Беседа о целях и задачах объединения, ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности на занятиях. Правила внутреннего распорядка.
2. Знакомство с элементами хореографической грамоты (5 часа)
Беседа, ознакомление с элементами хореографии, элементами классики.
3. Танцевальная азбука (36 часов)
Ритмика. Элементы музыкальной грамоты. Разучивание элементов дагестанского танца: позиции рук, одинарный шаг, двойной шаг, ковырялка с выбросом, растяжка, растяжка с поворотами, боковой шаг, боковой шаг с поворотами, даргинский шаг, лакский бегунок.
4. Постановка танца. Приобретение навыков (18 часов)
Беседа с детьми о рисунке танца, частях танца (выход, развязка, кульминация, финал). Понятие о подборе сольных движений, развитие танца и т.д. работа над постановкой танца.
5. Поклон. 9ч.
6.Усложненные движения дагестанских танцев (45 часов)
Работа над изучением усложненных ковырялок, андийского шага, тиндинского шага, тиндинских и андийских движений и т.д.
7.Тренаж - 27 ч
(поз рук, поворот, боков. ход, ход назад и вперед с позициями рук.)
8. Ходы - 30 ч.
- марш
- двойной шаг
- ход с позициями рук.
- одинарный
- тиндинский
- даргинский
- акушинский
- лакский
- аварский
9. Движении на середине -24 ч.
- ковырялки
- боковая
- прямая
- тройная
- ковырялка с выбросом
- каблучный выброс
10. Блоки - 21ч.
- лакский .
- гасма (на носок)
- закладка, присядка с хлопками
-даргинский -
- гасма (на каблук)
- аварский
- характерные повороты
- боковые передвижения
11. Изучение аварского фольклора- 36 часа
Знакомство с аварской народностью
2. Кто такие аварцы, их места проживание в Дагестане.
3. Прослушивание музыки
4. Показ костюмов (их названия)
5.Основные элементы аварского фольклора:
а) двойной шаг (движение по кругу)
б) задний ход (движение по кругу)
в) боковые передвижения
г) веревочка (1,2)
д) разновидности ковырялок
12.Изучение лакского фольклора- 27 часа
1. Знакомство с лакской народностью.
2. Кто такие лакцы, где они проживают, их жизнедеятельность?
3. Лакские мотивы.
4. Знакомство с лакским одеянием.
5. Основные элементы лакского фольклора:
а) лакский бегунок
б) гасма на носках
в) подскоки по 6 позиций
г) гасма с подскоками
д) повороты
е) ковырялка прямая и в повороте
ж) боковая гасма с подсечкой девочкам
з) присядка мальчикам
13.Контрольные уроки 27ч.
14.Воспитательные мероприятия. 15ч.
Итоговое занятие 4ч.
Проведение контрольных занятий. Оценка освоения детьми программного материала. Проведение открытого урока для родителей.
8.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
№п/п |
Месяц |
Неделя |
Время прове дения |
Форма занятия |
Кол -во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|||
|
|||||||||||
1. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
1 |
15-17.ч |
теория
|
9
|
Вводное занятие (4 часа) Знакомство с детьми. Проверка ритма и слуха. Беседа о целях и задачах объединения, ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности на занятиях. Правила внутреннего распорядка. 2.Знакомство с элементами хореографической грамоты (5 часа) Беседа, ознакомление с элементами хореографии, элементами классики. |
кабинет |
беседа |
|||
2 |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
2 |
|
Практика теор |
7
2
|
Танцевальная азбука (9часов) Ритмика. Элементы музыкальной грамоты. Разучивание элементов дагестанского танца: позиции рук, одинарный шаг, двойной шаг, ковырялка с выбросом, растяжка, растяжка с поворотами, боковой шаг, боковой шаг с поворотами, даргинский шаг, лакский бегунок. |
Конц.зал |
тест |
|||
3 |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
3 |
|
практ |
9 |
Танцевальная азбука (9часов) Ритмика. Элементы музыкальной грамоты. Разучивание элементов дагестанского танца: позиции рук, одинарный шаг, двойной шаг, ковырялка с выбросом, растяжка, растяжка с поворотами, боковой шаг, боковой шаг с поворотами, даргинский шаг, лакский бегунок. |
Конц.зал |
Репе-тиция. |
|||
4. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
4 |
|
практика
|
9
|
Танцевальная азбука (9часов) Ритмика. Элементы музыкальной грамоты. Разучивание элементов дагестанского танца: позиции рук, одинарный шаг, двойной шаг, ковырялка с выбросом, растяжка, растяжка с поворотами, боковой шаг, боковой шаг с поворотами, даргинский шаг, лакский бегунок. |
Конц.зал |
опрос |
|||
5. |
О К Т Я Б Р Ь |
1 |
|
практ |
9 |
Танцевальная азбука (9часов) Ритмика. Элементы музыкальной грамоты. Разучивание элементов дагестанского танца: позиции рук, одинарный шаг, двойной шаг, ковырялка с выбросом, растяжка, растяжка с поворотами, боковой шаг, боковой шаг с поворотами, даргинский шаг, лакский бегунок. |
Конц.зал |
репет |
|||
|
|
|
|
|
|||||||
6 |
О К Т Я Б Р Ь |
2 |
|
Практ
теор
|
8
1 |
Постановка танца. Приобретение навыков (9 часов) Беседа с детьми о рисунке танца, частях танца (выход, развязка, кульминация, финал). Понятие о подборе сольных движений, развитие танца и т.д. работа над постановкой танца. |
Кабинет
Конц.зал |
педагог. наблюден. |
|||
7 |
О К Т Я Б Р Ь |
3 |
|
практика |
9 |
Постановка танца. Приобретение навыков (9 часов) Беседа с детьми о рисунке танца, частях танца (выход, развязка, кульминация, финал). Понятие о подборе сольных движений, развитие танца и т.д. работа над постановкой танца. |
Конц.зал |
беседа |
|||
8
9 |
О К Т Я Б Р ь
Н О Я Б Р Ь |
4 |
|
теор
практ
Практика теор |
2
7
4
5 |
Поклон. 9ч
Усложненные движения дагестанских танцев (9 часов) Работа над изучением усложненных ковырялок, андийского шага, тиндинского шага, тиндинских и андийских движений и т.д. Ходы - 5 ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный гергебельский,даргинский,акушинский,лакский,аварский |
Кабинет
Конц.зал
Кабинет
Конц.зал |
педагогич. набл
оценка работы |
|||
1 |
|||||||||||
10 |
Н О Я Б Р Ь |
2 |
|
практ |
9 |
Усложненные движения дагестанских танцев (9часов) Работа над изучением усложненных ковырялок, андийского шага, тиндинского шага, тиндинских и андийских движений и т.д. Ходы - 5 ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный гергебельский,даргинский,акушинский,лакский,аварский |
Конц.зал |
репет |
|||
11 |
Н О Я Б Р Ь |
3 |
|
Практика
|
9
|
Усложненные движения дагестанских танцев (9 часов) Работа над изучением усложненных ковырялок, андийского шага, тиндинского шага, тиндинских и андийских движений и т.д. Ходы - 5 ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный гергебельский,даргинский,акушинский,лакский,аварский
|
Конц. зал |
урок - зачет |
|||
12 |
Д Е К А Б Р Ь |
1 |
|
практика |
9
|
Усложненные движения дагестанских танцев (9 часов) Работа над изучением усложненных ковырялок, андийского шага, тиндинского шага, тиндинских и андийских движений и т.д. Ходы - 5 ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный гергебельский,даргинский,акушинский,лакский,аварский |
Конц.зал
|
репет
|
|||
13 |
Д Е К А Б Р Ь |
2 |
|
практ |
9 |
Усложненные движения дагестанских танцев (9 часов) Работа над изучением усложненных ковырялок, андийского шага, тиндинского шага, тиндинских и андийских движений и т.д. Ходы - 5 ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный гергебельский,даргинский,акушинский,лакский,аварский |
Конц.зал |
педагог. наблюден. |
|||
14 |
Д Е К А Б Р Ь |
3 |
|
теор
практика |
2
7 |
Тренаж - 9 ч (поз рук, поворот, боков. ход, ход назад и вперед с позициями рук.) |
Кабинет
Конц.зал |
оценка работы |
|||
15 |
Д Е К А Б Р Ь |
4 |
|
практ |
9 |
Тренаж - 9 ч (поз рук, поворот, боков. ход, ход назад и вперед с позициями рук.) |
Конц.зал |
беседа |
|||
16 |
Я Н В А Р Ь |
2 |
|
практика |
9 |
Тренаж - 9 ч (поз рук, поворот, боков. ход, ход назад и вперед с позициями рук.) |
Конц.зал |
репет |
|||
17 |
Я Н В А Р Ь |
3
|
|
теор
практ |
2
7 |
Ходы - 9ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный - гергебельский,даргинский,акушинский,лакский, аварский |
Кабинет
Конц.зал |
беседа |
|||
18 |
Я Н В А Р Ь |
4 |
|
практика |
9 |
Ходы - 9ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный гергебельский,даргинский,акушинский,лакский,аварский |
Конц.зал |
урок зачет |
|||
19 |
Ф Е В Р |
1 |
|
практ |
9 |
Ходы - 9 ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный гергебельский,даргинский,акушинский,лакский,аварский |
Кабинет
Конц.зал |
педагог. наблюден. |
|||
20 |
Ф Е В Р А Л Ь |
2 |
|
Практика
|
9
|
Ходы - 3 ч. - марш, двойной шаг,ход с позициями рук., одинарный гергебельский,даргинский,акушинский,лакский,аварский Движении на середине -6ч. - ковырялки, боковая,прямая,тройная - ковырялка с выбросом ,каблучный выброс |
Конц.зал |
репет |
|||
21 |
Ф Е В Р А Л Ь |
3 |
|
практика |
9 |
Движении на середине -9ч. - ковырялки, боковая,прямая,тройная - ковырялка с выбросом ,каблучный выброс
|
Конц.зал |
репет |
|||
22 |
Ф Е В Р А Л Ь |
4 |
|
практика |
9 |
Движении на середине -9ч. - ковырялки, боковая,прямая,тройная - ковырялка с выбросом ,каблучный выброс
|
Конц.зал |
репет |
|||
23 |
|
|
|
теория
практ |
2
7 |
Блоки - 9ч. - лакский, гасма (на носок), закладка, присядка с хлопками -даргинский,гасма (на каблук),аварский,характерные повороты , боковые передвижения Изучение аварского фольклора- 5часа Знакомство с аварской народностью 2. Кто такие аварцы, их места проживание в Дагестане. 3. Прослушивание музыки 4. Показ костюмов (их названия) 5.Основные элементы аварского фольклора: а) двойной шаг (движение по кругу) б) задний ход (движение по кругу) в) боковые передвижения г) веревочка (1,2) д) разновидности ковырялок |
Кабинет
Конц.зал |
беседа |
|||
М А Р Т |
1 |
||||||||||
24
|
М А Р Т |
2 |
|
практика |
9 |
Блоки - 9ч. - лакский, гасма (на носок), закладка, присядка с хлопками -даргинский,гасма (на каблук),аварский,характерные повороты , боковые передвижения Изучение аварского фольклора- 5часа Знакомство с аварской народностью 2. Кто такие аварцы, их места проживание в Дагестане. 3. Прослушивание музыки 4. Показ костюмов (их названия) 5.Основные элементы аварского фольклора: а) двойной шаг (движение по кругу) б) задний ход (движение по кругу) в) боковые передвижения г) веревочка (1,2) д) разновидности ковырялок |
Конц.зал |
репет |
|||
25
|
М А Р Т |
3 |
|
теория
практ |
2
7 |
Изучение аварского фольклора- 9часа Знакомство с аварской народностью 2. Кто такие аварцы, их места проживание в Дагестане. 3. Прослушивание музыки 4. Показ костюмов (их названия) 5.Основные элементы аварского фольклора: |
Кабинет
Конц.зал |
беседа |
|||
26
|
М А Р Т |
4 |
|
практика |
9 |
Изучение аварского фольклора- 9часа Знакомство с аварской народностью 2. Кто такие аварцы, их места проживание в Дагестане. 3. Прослушивание музыки 4. Показ костюмов (их названия) 5.Основные элементы аварского фольклора: |
Конц.зал |
репет |
|||
27 |
А П Р Е Л Ь |
1 |
|
теория
|
9 |
Изучение аварского фольклора- 9часа Знакомство с аварской народностью 2. Кто такие аварцы, их места проживание в Дагестане. 3. Прослушивание музыки 4. Показ костюмов (их названия) 5.Основные элементы аварского фольклора: |
Конц.зал |
урок-игра |
|||
28 |
А П Р Е Л Ь |
2 |
|
практика |
9 |
Изучение аварского фольклора- 9часа Знакомство с аварской народностью 2. Кто такие аварцы, их места проживание в Дагестане. 3. Прослушивание музыки 4. Показ костюмов (их названия) 5.Основные элементы аварского фольклора: |
зал |
урок-игра |
|||
29 |
А П Р Е Л Ь |
3 |
|
теор
практика |
2
7 |
Изучение лакского фольклора- 9 часа 1. Знакомство с лакской народностью. 2. Кто такие лакцы, где они проживают, их жизнедеятельность? 3. Лакские мотивы. 4. Знакомство с лакским одеянием. 5. Основные элементы лакского фольклора: |
Кабинет
Конц.зал |
репет |
|||
30 |
А П Р Е Л Ь |
4 |
|
практика |
9 |
Изучение лакского фольклора- 9 часа 1. Знакомство с лакской народностью. 2. Кто такие лакцы, где они проживают, их жизнедеятельность? 3. Лакские мотивы. 4. Знакомство с лакским одеянием. 5. Основные элементы лакского фольклора: |
Конц.зал |
репет |
|||
|
|
|
|||||||||
31 |
М А Й |
1 |
|
практ |
9 |
Изучение лакского фольклора- 9 часа 1. Знакомство с лакской народностью. 2. Кто такие лакцы, где они проживают, их жизнедеятельность? 3. Лакские мотивы. 4. Знакомство с лакским одеянием. 5. Основные элементы лакского фольклора: |
Конц.зал |
беседа |
|||
32 |
М А Й |
2 |
|
практика |
9 |
Контрольные уроки 9ч |
зал |
оценка работ |
|||
33 |
М А Й |
3 |
|
практика |
9 |
Контрольные уроки 9ч.
|
зал |
оценка работ |
|||
34 |
М А Й |
4 |
|
теория прак |
3
6 |
Контрольные уроки 9ч |
зал |
беседа |
|||
35 |
И |
1 |
|
теор
практика |
3
6 |
Воспитательные мероприятия. 9ч.
|
кабинет |
оценка работ |
|||
36 |
И |
2 |
|
практика |
9 |
Воспитательные мероприятия. 5ч.
Итоговое занятие 4ч. Проведение контрольных занятий. Оценка освоения детьми программного материала. Проведение открытого урока для родителей. |
зал |
Откр.урок |
|||
9.Методы применяемые для реализации программы в работе с учащимися
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование.
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик);
- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
10.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Перед началом курса необходимо провести родительское собрание, объяснить родителям для чего нужны данные занятия, каких результатов должны добиться дети за весь курс и за первый год обучения. Наглядно показать некоторые упражнения, можно провести с родителями пробное занятие.
Формы:
- обучающее занятие;
- тренировочное занятие;
- коллективно – творческое занятие;
- контрольное занятие;
- индивидуальное занятие;
- беседы по истории танца;
- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры).
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят широкое применение на других занятиях и уроках в школе.
Методы:
- словесный (объяснение, замечание);
- наглядный (личный показ педагога);
- практический (выполнение движений).
Способы обучения
- Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.
- При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
- Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно соответствовать степени подготовленности к нему.
- Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков.
- Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу.
На занятии следует закрепить все навыки, которые вырабатывались раннее, повторить пройденные движения и фигуры.
Основные дидактические правила:
От лёгкого – к трудному.
От простого - к сложному.
От известного – к неизвестному.
Учитывать физическую подготовленность учащихся.
Не допускать чрезмерной нагрузки.
Использовать элементы тренажа в соответствии с возможностями своего коллектива.
Структура занятий:
1.Подготовительная часть (разминка)
2.Основная часть (разучивание нового материала)
3.Заключительная часть (закрепление выученного материала)
Для проверки умений и знаний воспитанников мною введена зачетная форма. Каждый из учащихся имеет зачетную книжку, где выставляются отметки. На теоретических занятиях ученики получают домашнее задание – подготовка реферата, заучивание орфографии и лексического значения терминов.
Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей и площади хореографических залов составляет от 12 человек.
Режим учебных занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. 1 час занятий включает в себя 45 минут учебного времени.
Занятия проводятся с обязательным 15-минутным перерывом.
При наличии в штате концертмейстеров занятия проводятся в сопровождении клавишных (аккордеон) и барабан (народного инструмента). Допускается проводить занятия под фонограмму, для чего залы должны быть оборудованы специальной аппаратурой.
Форма обучения: групповая.
Основные формы занятий:
- учебные
- контрольные занятия;
- открытые занятия;
- конкурсы.
Планируемые результаты освоения программы.
Первый год обучения
К концу учебного года обучающиеся должны
знать:
- названия изучаемых танцевальных движений;
- мужские и женские движения и связки танца;
- мужские и жеские движения аварского танца;
- сюжетную основу осетинского танца «Зилга» и «Аварского» танца;
- отличительные особенности осетинского и аварского народного костюма;
уметь:
- освоить «пальцевую технику» исполнения;
- технически грамотно и уверенно исполнять этюды осетинского и аварского танца;
- импровизировать на данную тему;
- сопоставлять отдельные элементы движений дагестанских танцев с аналогичными;
- понимать характер и особенности изучаемого танца;
- выполнять отдельные трюковые движения, движения с вращениями;
- правильно пользоваться сценическим костюмом;
- ориентироваться на сценической площадке.
Первый год обучения
К концу первого учебного года обучающиеся должны знать:
- названия изучаемых танцевальных движений;
- мужские и женские движения и связки аварского танца;
- мужские и женские движения и связки кумыкского танца;
- знать разновидности кавказской лезгинки;
- сюжетную основу танца лезгинки;
- отличительные особенности народного костюма;
уметь:
- технически грамотно и уверенно исполнять этюды лезгинки;
- уметь импровизировать на данную тему;
- выполнять трюковые движения, движения с вращениями;
- понимать характер и особенности изучаемых танцев;
- правильно пользоваться сценическим костюмом;
- исполнять танец «Кавказская лезгинка»;
- распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении «Кавказской лезгинки».
11.Формы и виды контроля.
Оценка качества реализации данной образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в течение учебного года могут быть использованы наблюдения, устные опросы, концерты, просмотры, участие обучающихся в районных и республиканских фестивалях и конкурсах, позволяющие педагогу учитывать уровень усвоения умений и навыков, уровень физического развития, творческих способностей и личностный рост ребенка.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме зачетных занятий.
Одной из важнейших оценок творческой деятельности детского коллектива традиционно являются выступления перед зрительным залом. По данной программе предусмотрены первые публичные выступления детей. В конце учебного года традиционно проходит большой отчётный концерт творческого коллектива.
Формы подведения итогов:
- зачетные занятия (раз в полугодие);
- открытое занятие для родителей (раз в год);
- отчетный концерт по итогам года;
- систематическое участие в районных, республиканских конкурсах, фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях.
12.Методическое обеспечение программы.
В Дагестане традиции исполнения народных танцев передаются из поколения в поколение. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор, к народному танцевальному творчеству. Дагестанские мужские танцы очень сложны. В них много сложных технических и исполнительских элементов, которые являются ярким выразительным средством, но не умение их исполнять может привести к травме.
В основе обучения детей народному танцу лежит методика, накопленная большим практическим опытом педагогов.
Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народному тренажу на фундаменте профессионального обучения основам классического экзерсиса. Эта особенность методики позволяет вести обучение грамотно и ускоренно, улучшить танцевальную подготовку обучающихся.
При изучении основных элементов необходимо требовать от обучающихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движений.
Педагог должен обращать особое внимание на осанку детей, на постановку корпуса, головы, рук, ног, выправить ряд физических недостатков (сутулость, искривление позвоночника, косолапость). В процессе тренировки на середине зала должны быть выработаны следующие качества: равновесие, подвижность (гибкость) стопы и корпуса, мягкость и плавность движений, сила мышц, навыки координации движения рук, ног, головы, корпуса.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что обучение детей северокавказским танцам нельзя сводить лишь к развитию только технических способностей. Не менее важно давать детям знания по истории хореографии народов Дагестана, ее видах и жанрах, особенностях «танцевального языка», художественного образа, воспитывать художественный вкус детей, стимулировать их творческую фантазию.
Наряду с народным танцем существует народная пляска – хореографическая импровизация, которая отличается национальным своеобразием и не связана строго установленной последовательностью отдельных элементов, для танцев же характерна более определённая, традиционная схема движений.
Такая импровизация присуща дагестанским танцам, поэтому в данную программу включен раздел «Импровизация».
Для достижения образовательных целей и задач необходимо опираться на следующие принципы:
- постепенность в развитии творческих способностей детей;
- систематичность и регулярность занятий;
- строгая последовательность в овладении специальной лексикой, изучением движений и техническими приемами их исполнения.
Ведущими методами обучения являются:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов);
- практический (освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной этюдной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Отбор танцевального материала должен осуществляться с учетом возрастных, физических особенностей обучающихся.
Для детей и родителей имеется накопленный большой методический материал, представленный Интернет-ресурсом (записями на CD-носителях юбилейных концертов, видеофильмами .
Воспитанники всегда могут ознакомится с танцевальным творчеством народов Дагестана на видеохостинге YouTube .
Музыкальный материал комплектуется педагогом самостоятельно и хранится на флеш-носителе, который может быть передан воспитанникам и родителям для отработки изученного материала.
Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно,вучебнойработе надо подвести учащихся к тому,чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. Методика учебно-воспитательной работы не может быть единой для всех творческих объединений, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся.
Метод работы по данной программе предполагает:
Поэтапное, вариативное обучение детей.
Ø Присутствие игрового момента на первоначальном этапе обучения.
Ø Поиск интересного музыкального материала.
Ø Творческий подход к работе.
Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
В процессе освоения программы необходимо использовать следующие методы разучивания танцевальных движений:
Ø метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно);
Ø целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком, в замедленном темпе);
Ø метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного танца;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
13.Материально-техническое обеспечение программы
- Наличие технических средств обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видео, диски).
- Наличие специальной формы для занятий.
- Обеспечение занятий музыкальным сопровождением .
- Наличие методической литературы.
14.Список использованной литературы
- «Учите детей танцевать» - Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.
- Бюллетень № 4, 2009 года, В.А. Кирмасов.
- Энциклопедия танцев «Музыка и движения» - Т.П. Ломова.
- «От А до Я» - Л. Проценков.
- «Искусство балетмейстера» - И.В. Смирнова.
- «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» - Л. Бондаренко.
7. «Методика преподавания народного танца» - Г.П. Гусеев.
8. «Народный танец» - Т. Ткаченко.
9. «Уроки характерного танца» - Н.М. Ступолкина.
10. «Народная хореография» - В. Уральская.
11. «Народно-сценический танец» - Т.С. Ткаченко.
12. Интернет ресурсы.